Журнал Fuzz "Земфира- фанат музыки".  

Сессионный музыкант.

Ж:В апреле 2000-го ты говорила, что песни для нового альбома уже готовы.

Земфира Рамазанова: Я не знаю, меня постоянно разбирают ка-кие-то сомнения. Некоторые композиции я выбрала, потому что их посоветовали мои друзья, или они просто нравятся. В третьей ^ пластинке будут песни, которые написаны в период с 1999-го по 2001-й год. Мне слышно, где более ранние произведения, где бо-лее поздние. Слушателю, думаю, не будет слышно. Может быть, я даже обозначу в пластинке года. Хотя я тоже не думаю, что это очень важно.

Ж:Правда ли, что готового материала — песен двадцать?

Земфира: Ну, очень много, просто есть еще такая вещь, как — сделать песню. После того, как все написано, ее нужно сделать, не испортить. Это весь процесс записи пластинки, если говорить о нем в двух словах. Не испортить то, что имел в виду автор. Это очень сложно. И такие вещи приходят в голову только с опытом. Потому что сейчас, оглядываясь на свои записанные песни, я по-нимаю, что здесь я могла сыграть так, здесь так и т. д. Плюс ко все-му, я работаю сейчас с очень хорошими музыкантами, и мне это очень приятно как музыканту. Может быть, это сработает в какой-то минус перед зрительской аудиторией, но не нужно забывать, что у меня давно уже есть амбиции музыканта.

Ж:Это музыканты группы МУМИЙ ТРОЛЛЬ...

Земфира: Да, это Юрик и Олежек. Я с ними познакомилась в са-мом начале своего творческого пути, и сколько потом ни смотрела, я не могла найти людей, которые по драйву обгоняли бы их. Именно по драйву. Можно уметь очень технично извлекать ноты, можно записать очень красиво песню, но дело в том, что автор пе-сен — я, и меня интересовал в первую очередь драйв. И с ними очень легко как с людьми. Мы постоянно ржем, постоянно. Когда мы едем записываться в Питер (мы записываем в Питере все), мы уже предвкушаем какое-то количество шуток, кото-рые потом войдут в оби-ход и будут использо-ваться нами месяц-два.

Ж:Как я понимаю, эта пластинка в неко-тором смысле этапная.

Земфира: Да, я впервые попробовала записать не сразу всю пластинку в одну сессию, а в не-сколько сессий. Я пред-полагаю, что их будет четыре. Прошло уже две. Осталась половина. Отнимает больше сил, но в то же время есть больше времени, чтобы подумать, какой должна быть песня. Мне кажется, что единственный правильный подход к песне — делать ее как самую последнюю. Неважно, бу-дет она проходная или ротируемая. Песню делать как закончен-ную историю.
Ж:Насколько активное участие принимали ребята?

Земфира: Очень активное. Впервые, пожалуй, я не вмешиваюсь, в какие-то гитарные партии. Безусловно, я им говорю, если у меня есть какие-то идеи — что мне хочется. Но сначала я всегда слу-шаю, что предложат они, мне очень интересно. Приглашая их сот-рудничать, я рассчитывала на их опыт, предполагала, что он при-несет какие-то новые решения. И пластинка получается очень не-однозначная, очень разная. Мне нравится.

Ж:Какова роль Андрея Самсонова?

Земфира: Очень большая. Я считаю, эту пластинку делают на дан-ный момент (я не знаю, что будет со следующими сессиями) четы-ре человека, я называю это творческий коллектив: Андрей Самсо-нов, Юрий Цалер, Олег Пунгин и Земфира Рамазанова. Все четверо играют на клавишных, мы с Андреем занимаемся сведением, Олег и Юрий — всей ритм-секцией. Чем меньше людей, тем меньше разногласий и колебаний, потому что лишние люди иногда могут внести какую-то смуту и все это затянуть, и будет еще больше ва-риантов каких-то непонятных...
Когда мы с Андреем познакомились, естественно, что первое вре-мя существовал какой-то период, когда мы пристреливались друг к другу, присматривались. Сейчас нас, наверное, уже можно на-звать просто друзьями, потому что мы уже съездили в Лондон, жи-ли в одной гостинице, питались на суточные, ездили в одном так-си, пили одни напитки, праздновали все это... Я считаю, что нам повезло — мы встретились.

Ж:А как вы познакомились?

Земфира: Мне кто-то, по-моему, Джавад (Игорь Джавад-Заде — ред.), принес пластинку с работами Самсонова — с МУЛЫТИЛЬ-МАМИ, БГ, TEQUILAJAZZZ. Мне понравилась одна работа — с МУЛЬТРИЛЬМАМИ, кажется, "Тело", неважно. Мне понравилось именно технологическое видение. Я уверена в себе как в авторе, предположим, как в исполнителе. Меня интересовали именно ка-кие-то моменты аранжировки. Я все услышала и — позвонила. Этот альбом мы продюсируем вместе с Андрюшей, но ведь я очень много времени, где-то месяцев восемь, провела, прослушивая за-падные коллективы. И очень много анализировала. Мне многое стало понятно, и когда я столкнулась с Андреем, оказалось, что он знает все то, чего не знаю я. Чего, скажем, мне не хватало, чтобы самостоятельно делать то, что я слышу там. Мне кажется, это очень удачный альянс. Будем думать, что это новый вариант Ма-донны и Мирвеза.

Ж:Следующий этап работы...

Земфира: 11 ноября — выход сингла "Траффик". Названия альбо-'ма еще нет, даже рабочего. Сингл будет состоять из одной песни, из ремикса Андрея Самсонова на эту песню (потому что, повторюсь, мне очень нравится, как он обращается со всеми компьютерными делами и фе-нечками) и видеоклипа, если успеем снять. Три трека: original version, pe-микс и клип.

Ж:А каким было участие Ильи Ла-гутенко в продюсировании твоего первого альбома?

Земфира: Я бы не повелась на то, чтобы засунуть туда чье-то имя, не-важно, каких оно достигло высот. Я бы была против, если бы этот человек ничего не делал, и вдруг его имя no-ставили. Начнем с того, что он обра-тип внимание — это очень важно. Потому что очень сложно. Я могу вам сейчас наиграть несколько песен — их не от-личить одну от другой. А, скажем, человек, у которого есть чутье — он слышит, что эта хороша, эта хороша, а эта — не очень. Илья при-1нял самое горячее участие и оказался прав, как показало время. Запись первой пластинки вообще рассматривается мной как сумасшедший дом. Десять суток во-первых, во-вторых,
все так неопределенно, только что был этот кризис дурацкий с американскими деньгами. И все боялись во что-то вкладывать. Это, пожа-луй, первое, за что я сильно благодарна Лене
(Бурлакову — ред.) в первую очередь, Илье во вторую — что они не побоялись. Потому что я — тоже фанат музыки, и я бы тоже стала вкла- дывать деньги в нее, даже если б случился
этот гребаный кризис. Потому что я не вижу больше вещей, в которые можно вкладывать. Не в нефть, не в политику. В музыку. Я считаю, как фанат музыки, что это единственное, что красит мир. И поэтому они молодцы.

*Из жизни отдыхающих*

Земфира: Каждый для себя в какой-то момент решает — что для него важно. Что не очень важно, что второстепенно. Я для себя определила, у меня было время отдохнуть от всей этой суеты двухлетней. Потому что все происходило в таком быстром темпе, что, например, мой мозг — не успевал все это анализировать и делать надлежащие выводы. Я взяла тайм-аут, и у меня было время спокойно сесть и об-думать — что важно, что неважно, что верно,
что неверно. И я для себя определила. Никто
за меня определять не будет, и я ни на кого
больше не соглашусь, только на собственное
мнение. И поэтому для меня теперь более-менее что-то понятно.
И я могу с чистой совестью продолжать свое существование.

Ж:Ты, кстати, за это время очень похорошела.

Земфира: Да? Вероятно, внутренние ощущения тоже дают о себе
знать.

Ж:Что еще изменилось за то время, пока не было конце то в?

Земфира: К январю 2001 года я месяца три не выходила из дома вообще. Я пресытилась людьми, общением с ними, мне было тяже-ло. У меня резко поменялся социальный статус. У большинства людей, как правило, неадекватная реакция на меня. Мне это тоже тяжело. И мне нужно было время, чтобы смириться с этим, чтобы решить для себя — нужно мне это, либо же мне это настолько не-приятно, что я готова отказаться от этого, либо же плюнуть на эту неприятность и заниматься тем, чем я хочу заниматься. Я провела время в таких размышлениях, которые были мне на пользу. Я на-шла какое-то согласие с самой собой, и сейчас я менее нервно ре-агирую на журналистов, фотографов. Я заявляю, что нужно четко гнуть свою линию. Если ты четко в ней уверен, если ты для себя сам определил, что тебе важно, что неважно, то нужно четко гнуть свою линию. Чем я и занимаюсь.

Ж:Не скучаешь без концертов?

Земфира: Я очень часто задаю себе этот вопрос, гораздо чаще, чем мне его задают журналисты. К августу месяцу не скучала од-нозначно. Когда начались сессии по записи третьей пластинки, они напоминали концерты хотя бы потому, что нужно было тоже сесть в студии и сыграть что-то. Не один раз, а несколько — с чув-ством, с отдачей. И я ловила себя на мысли — что нет, еще не хо-чу. Вот не хочу и все, не готова. Может быть, во мне скопилось очень много усталости — не знаю, почему. На первой сессии я поймала себя на мысли, что неплохо было бы сыграть, наверное, в начале осени. И это хорошо, потому что сейчас пройдет где-то полгода, когда я хочу играть. И к моменту, когда я буду играть, я буду таким созревшим чирьем. И надеюсь благополучно лопнуть в ряды фанатов. Если все случится, как мы планируем (хотя, со мной согласятся многие музыканты — планирование пластинки и ее реальный выход не всегда совпадают, и это зависит не от музы-кантов), и она выйдет в феврале, то мы в феврале же поедем за границу для того, чтобы пристреляться. О, нужно оценить эту фра-зу! В какую-нибудь Германию... Не потому что мы будем играть там плохо, а для того, чтобы обрести какую-то музыкальную фор-му. И потом начнем с Дальнего Востока и потихонечку доберемся до главных городов нашей страны. Хотя мне, например, все города интересны. Главное, чтоб звук был хороший Я буду менять, безусловно, состав музыкантов, потому что музыка сейчас записана очень на высоком уровне, мне так кажется.

Ж:И никого из старого состава ЗЕМФИРЫ не останется?

Земфира: Ну, один человек останется как минимум, (смех) Три как максимум. Я понимаю, что несколько нелепо называть такие дурацкие цифры — один, три. Но я не думаю, что полностью сме-нится. Просто, может быть, добавится какая-то сессия, которая бу-дет более энергичная. Нет смысла делать все время одно и то же. Когда я говорила на пресс-конференции (в Питере, кстати) о том, что, если у меня не будет идей — не будет и пластинки, то я не кривила душой ни на минуту. Это не было PR-ходом. Вот что меня больше всего обижало всегда в журналистах — они любое пред-ложение расценивают как какой-то подвох, PR-ход. Нет, я об этом думала меньше всего. У меня слишком много мыслей, чтобы заду-мываться еще и об этом.

*Выход в свет*

Земфира: Нужно менять и шоу тоже. У меня есть пара мыслей. Я хожу на концерты. Западных звезд преимущественно, для того, чтобы смотреть, что они делают. Я не считаю себя человеком, де-лающим русскую культуру, но я действительно считаю себя чело-веком одаренным, может быть, это нескромно. И я считаю, что я в силах поднять эту культуру хоть на йоту ближе к тем исполните-лям, которые нравятся.
Я начала свой выход в свет с концерта группа А-НА. После был MARILYN MANSON, после был МУМИЙ ТРОЛЛЬ (это группа, я счи-таю, действительно европейского уровня). Я была также на БИ-2 и СПЛИН, начало "Феллини тура" в "Горбушке". Я пришла с конкрет-ной целью — послушать гитариста СПЛИНА. Но до этого было полтора часа БИ-2. Они очень хорошие ребята, я к ним очень хо-рошо отношусь, но все было так громко. Я понимаю, что они через год начнут играть тише. Нельзя так орать на сцене, нельзя так бить в тарелки на сцене. Но у меня было все то же самое — я так же била и орала. И когда-то должна наступить эра понимания. И она наступит, я надеюсь. А потом я получила СПЛИН, которые сыг-рали в течение часа более интел-лектуальную музыку. Но, естест-венно, меня ничего не поразило, никакого чуда не случилось. Но я знала заранее, что чуда не будет. Я была на PLACEBO и DEPECHE MODE. На Джо Кокере. Больше ни-чего не удалось посетить. Лучшее впечатление — PLACEBO. Потому что это был воздух, парк Горького, и мне очень нравятся концерты на воздухе. Это было неожиданно. Я как человек концертирующий, очень внимательно смотрю, как это происходит все на сцене. Это был концерт, который меня заста-вил не смотреть как музыканта. Я смотрела просто как зритель. Все остальные концерты я смотрела как музыкант, который тоже нахо-дится на том месте. Но все эти кон-церты были по-своему хороши, мо-жет быть, кроме концерта А-НА. Потому что мне этот коллектив не
понравился категорически, ну и... ничего, (смеется) Я понимаю, что это любимый коллектив и Митры и Насти (Фон Калманович — ред.), но вы же сами понимаете, когда речь заходит о вкусовых пристрастиях, я предпочитаю просто сворачивать все и уходить. Это слишком личное, я не считаю нужным спорить по этому поводу.
У меня всегда есть то, чего я ожидаю, и на концерте я смотрю — дойдет ли до этой точки или превысит. Единственный концерт, ко-гда я ожидала меньше, а получила больше — это PLACEBO. Но я не обламываюсь сильно, я давно уже к этому привыкла. Потому что я слишком хорошо понимаю, что значит концерт и с какими это мо-жет быть сопряжено трудностями. Аппарат и наши русские орга-низаторы. Эта вечная водка, эти вечные застолья. А музыкантов интересует совсем другое.
Я на PLACEBO поперлась к самой сцене, отлично. Я очень пережи-вала, в момент, когда я пошла, меня стали все дергать, отговари-вать — "тебя разорвут". Я говорю: "Перестаньте, что вы несете, кто ж меня разорвет — это концерт группы PLACEBO". Нормально, попрыгали. Не то что не узнали — там был концерт, понимаешь. Совсем другое. Прыгаешь, наслаждаешься.

Ж:Был еще Том Джонс.

Земфира: Я не пошла однозначно, это не мой формат. Я не та ра-диостанция, которая играет Тома Джонса. Как вокалист он отлич-ный. Я очень уважаю этого человека. Более того, я зацепила кра-ем глаза эмтивишные "News-блоки" с кусочками концертов, он действительно превосходно поет в свои шестьдесят лет. Мне сложно представить, что со мной будет в шестьдесят лет. Но, не-смотря на то, что Кайли Миноуг спела с Ником Кейвом, я вряд ли посещу концерт Кайли Миноуг.

*Двоечники и отличники*

Ж:Какое впечатление на тебя произвело сообщение о том, что Илья Лагутенко и Леонид Бурлаков больше не работают вместе?

Земфира: Когда я услышала об этом в первый раз, я подумала, что это чушь собачья. Я не восприняла это серьезно, подумала, что это обычный творческий конфликт. Я к Лене очень тепло отношусь, но он действительно очень непростой человек, Илья в отношениях гораздо более мобильный и дипломатичный. И я подумала, что все очень скоро завершится и т. д. Через недели две-три я увидела со-общение в Интернете официальное о том, что эти два человека прекращают всякое сотрудничество. Вот тогда я очень удивилась, я прямо застыла перед этим монитором и подумала: вот те раз, и что же теперь. Потому что для меня эти два человека представля-
лись одним целым. Но я думаю, что и тот и другой достаточно самодос-таточны (каламбурю! на глазах ка-ламбурю) и у них все получится.

Ж:У тебя появился новый пресс-секретарь.

Земфира: Секретарь — это дурац-кое слово, у меня оно ассоциирует-ся со словом "птица-

Напишите мне



Используются технологии uCoz